426 фз срок хранения карт

Содержание
  1. Спецоценка: что нужно помнить кадровику
  2. Границы ответственности кадровика
  3. Спецоценка труда и деятельность кадровика
  4. Ответственность за непроведение спецоценки
  5. Карта СОУТ – специальной оценки условий труда рабочего места
  6. Организация спецоценки
  7. Отчетная документация
  8. Форма карты специальной оценки условий труда работников
  9. Заполнение карты специальной оценки условий труда
  10. Процедура ознакомления работников с результатами СОУТ
  11. Хранение карты СОУТ
  12. Ответственность за нарушение правил оформления карты СОУТ и ее использования
  13. Специальная оценка условий труда (СОУТ)
  14. I Определяем опасные факторы
  15. II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника
  16. III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов
  17. IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ
  18. Кому следует организовывать СОУТ?
  19. Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
  20. Порядок проведения специальной оценки условий труда
  21. Срок хранения карт специальной оценки условий труда
  22. Сроки проведения СОУТ в организации
  23. Сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах
  24. Срок действия СОУТ, когда нужен повторный?
  25. Внеплановая оценка условий труда
  26. Внеплановая СОУТ проводится в следующих случаях
  27. Когда проводить спецоценку
  28. Что такое спецоценка

Спецоценка: что нужно помнить кадровику

426 фз срок хранения карт

Если на предприятии не аттестованы рабочие места, то работодатель обязан организовать проведение спецоценки условий труда, которую необходимо выполнять раз в пять лет.

Для этого на сайте Роструда из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, требуется выбрать эксперта для проведения СОУТ. От того, внесена организация, проводящая спецоценку, в реестр или нет, во многом зависит качество исследований.

И нужно помнить, что даже если уже была проведена спецоценка или аттестация рабочего места, но условия труда изменились, то требуется внеплановая СОУТ.

Но прежде всего работодатель должен издать приказ, утверждающий состав специальной комиссии, которая несет ответственность за качество СОУТ.

В состав комиссии должно быть включено нечетное количество лиц, в том числе специалист по охране труда, делегат от профсоюзной организации (если в организации есть профсоюз). Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.

Состав и порядок деятельности комиссии необходимо утвердить приказом по организации. До начала спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться (ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Очень часто вопросы спецоценки затрагивают интересы бухгалтерии. Главный бухгалтер очень следит за этим, поскольку результаты спецоценки в том числе влияют на составление отчетов в ФСС, ПФР. Поэтому, если есть возможность, можно согласовать вопрос включения в комиссию представителя бухгалтерии.

Поскольку сама по себе СОУТ имеет несколько размытые критерии, то какие-то факторы можно истолковать как вредные, а какие-то как допустимые. Такие спорные моменты необходимо заранее обговаривать с тем лицом, которое будет выполнять измерения и составлять заключение.

Результаты спецоценки работодатель имеет право оспорить, поскольку некоторые организации могут недостаточно качественно ее провести: завысить либо занизить класс вредности условий труда.

Эти данные напрямую влияют на льготы организации, на затраты работодателя при осуществлении выплат в ФСС и ПФР. Для того чтобы результаты СОУТ были признаны недостоверными, необходимо провести экспертизу.

Ее выполняют специалисты отдела социального партнерства департамента труда и занятости населения и дают заключение, которое используется в качестве доказательства в суде.

Границы ответственности кадровика

Несмотря на то, что в первую очередь закон № 426-ФЗ касается деятельности работников охраны труда, без кадровиков не обойтись. При этом трудовые обязанности кадровиков в части исполнения этого закона должны быть четко обозначены.

В частности, необходимо, чтобы в организации был выпущен локальный нормативный акт, который разграничивает обязанности инженеров по охране труда и сотрудников кадрового отдела, в котором следует отразить обязанности кадровиков в части спецоценки. Либо, если такое положение уже есть, внести в него соответствующие изменения.

И второй локальный нормативный акт, который надо принять, — это положение о персональных данных. В нем необходимо отразить вопросы обработки, хранения и безопасности персональных данных и указать ответственных за эти процессы лиц.

Так, например, комиссия вместе с кадровиками решает, кто будет хранить сведения о первичных и периодических медицинских осмотрах, о том, каким образом будут предоставляться льготы и компенсации. Информация, касающаяся спецоценки, — это персональные данные.

Если они хранятся на бумажном носителе, то должны быть произведены мероприятия по сохранности данных: установлен сейф, ограничен доступ в помещение. Данные на электронном носителе необходимо защитить с помощью технических средств.

В каких-то организациях эти обязанности могут быть отданы на откуп экономистов и бухгалтеров, в других этим будут заниматься кадровые подразделения. Именно поэтому я советую кадровикам принимать участие в обсуждении перечня обязанностей, во избежание разногласий в дальнейшем.

В составлении регламента проведения СОУТ требуется участие кадровика.

Он совместно с инженером по охране труда должен предоставить сведения с учетом штатного расписания о количестве обследуемых рабочих мест и о том, какие именно это будут рабочие места.

Если спецоценке подлежат места, находящиеся в разных цехах либо в разных отделах, то кадровик должен согласовать, в каком порядке будут проводиться исследования.

Также необходимо учитывать, что спецоценка проходит в два этапа: в теплый и холодный периоды. То есть постоянное присутствие эксперта на предприятии не требуется: он устанавливает наличие вредных факторов или их отсутствие и вторично появляется только в следующий период.

Спецоценка труда и деятельность кадровика

После проведения СОУТ возникает необходимость направления работников на первичный и периодический медосмотр, а также ознакомления имеющихся и вновь принимаемых работников с картой специальной оценки. Сотрудник обязан поставить подпись о том, что он ознакомлен. При проверке ГИТ обращает на это внимание.

Законодательно рекомендуется ознакомить работников с картой спецоценки в тридцатидневный срок с момента проведения СОУТ. В этот срок не включается время нахождения работника на больничном, в отпуске и в командировке. Если работник отказывается ознакомиться с картой спецоценки, то необходимо составить об этом акт в присутствии комиссии.

Все это входит в обязанности кадровика.

Кроме того, кадровик должен следить, категории каких работников в каких условиях работают. Например, недопустимо, чтобы во вредных или опасных условиях труда работала беременная женщина. Как правило, о таких ситуациях кадровики узнают одними из первых. Они обязаны незамедлительно обеспечить перевод беременной. Для этого требуется взять согласие на перевод у работника.

Также результаты спецоценки используются при учете рабочего времени и формирования графика сменности, установлении количества часов в смену.

Предусмотрена возможность увеличения рабочей смены за счет предоставления денежной компенсации, что должно оформляться дополнительным соглашением.

На отдельных предприятиях можно вести суммированный учет рабочего времени, но не более определенного количества часов, указанного законодательством, и в зависимости от класса вредности.

Обращаю внимание кадровиков, что изменилась ситуация с предоставлением дополнительного отпуска. Если он предусматривался за работу во вредных условиях класса 3.1, то сейчас с таким показателем предоставление дополнительного отпуска уже невозможно в соответствии с требованием ТК РФ. Но такой отпуск может быть предусмотрен на предприятии локальным нормативным актом (как поощрение работника).

Сегодня дополнительный отпуск не менее семи календарных дней предусматривается отдельным пунктом в трудовом договоре либо дополнительным соглашением за работу во вредных условиях с классом вредности 3.2 и выше.

По законодательству работодатель обязан предоставить семь календарных дней дополнительного отпуска, но возможно и большее количество дней, если это предусмотрено дополнительным соглашением, межотраслевым соглашением или коллективным договором.

Дополнительные дни отпуска, которые предоставляются сверх того, что требует ТК РФ, могут быть заменены денежной компенсацией.

По некоторым профессиям существуют требования о предоставлении большего количества дней. Эксперты, проводящие СОУТ, в отчете обязательно отметят, что для работника, который трудится на определенном рабочем месте, дополнительный отпуск будет длиннее, и укажут норматив, который обуславливает это.

Кадровым работникам следует помнить о том, что от результатов спецоценки зависит досрочное назначение пенсии по старости.

Существуют и действуют списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, но их можно применять, только если по указанным в списке профессиям спецоценкой выявлено наличие вредных условий труда.

Если по каким-либо причинам аттестация или спецоценка условий труда 2015 года труда не проводились, то ПФР не назначит таким работникам досрочную пенсию. Также работник лишается права на досрочную пенсию, если в результате спецоценки условия труда были признаны вредными, но работодатель не перечислял взносы в ПФР.

Ответственность за непроведение спецоценки

За нарушение Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено несколько видов ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, имущественная и административная.

С 1 января 2015 года изменениями статьи 5.27 КоАП РФ ужесточается и дифференцируется система штрафов и санкций. Предусмотрен отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ и медицинских осмотров, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

С 2015 года за непроведение СОУТ штраф для руководителя составит 5–10 тысяч рублей, для организации — 60–80 тысяч рублей. Если в течение года со дня уплаты первого штрафа работодатель вновь допустил нарушение, связанное со спецоценкой, то санкции ужесточаются:

  • для организации или ИП — штраф в сумме от 100 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностного лица — штраф в сумме от 30 до 40 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Поскольку, как показывает практика, фактически осуществить в режиме реальной работы предприятия плановую и тем более внеплановую СОУТ на всех рабочих местах невозможно, а количество санкций увеличилось, год предстоит непростой. Рекомендую при проверке ГИТ не бояться вступать в диалог и обжаловать постановления. Как правило, половину постановлений ГИТ суды отменяют.

Карта СОУТ – специальной оценки условий труда рабочего места

426 фз срок хранения карт

Проведение специальной оценки условий труда согласно требованиям федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ обязательно для большинства работодателей. Исключение составляют те организации, которые используют труд только надомных или дистанционных работников – при этом проводить СОУТ не нужно.

В законе № 426-ФЗ зафиксированы общие принципы организации такой процедуры. Для определения методики ее выполнения разработан дополнительный нормативный документ – приказ Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Он также содержит образцы документов, которые подлежат оформлению.

Организация спецоценки

В соответствии с действующим законодательством основная цель проведения СОУТ – получение проверенной и обоснованной информации об условиях труда на каждом рабочем месте на предприятии.

Это делается для разработки и реализации системы мер, направленных на минимизацию имеющегося негативного воздействия на работников, а также для внедрения комплекса льгот и компенсаций сотрудникам.

Поэтому для обеспечения объективности информации, получаемой при выполнении такого контроля, проводить спецоценку работодателям не разрешается. Эту работу они могут поручить только специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда.

Выбор исполнителя работодатель вправе проводить самостоятельно, изучив все предложения, имеющиеся на рынке. После того, как выбор сделан, и договор между сторонами подписан, начинается сама процедура СОУТ. Она включает следующие этапы:

  • создание на предприятии комиссии по СОУТ и определение списка рабочих мест, подлежащих спецоценке. Комиссия также определяет, какие из этих мест имеют статус аналогичных, поскольку согласно статье 16 426-ФЗ проводить специальную оценку разрешается только на 20% из них;
  • передача исполнителю списков рабочих мест для проведения замеров, а также технологических карт, инструкций по эксплуатации оборудования, сведений о ранее проведенных СОУТ и других данных, которые помогут при выявлении условий труда на рабочих местах сотрудников;
  • проведение исполнителем идентификации наличия вредоносных факторов на рабочих местах персонала;
  • в случае выявления таких факторов – выполнение замеров интенсивности их влияния на здоровье сотрудников;
  • классификация рабочих мест с присвоением класса риска – от оптимального (1) до опасного (4);
  • составление отчетной документации по результатам СОУТ и передача ее на утверждение работодателю;
  • утверждение работодателем отчета либо оформление разногласий по результатам выполненных работ;
  • передача данных об итогах СОУТ в государственные и иные инстанции согласно действующему порядку. Исполнитель направляет такие сведения в Федеральную государственную систему учета итогов спецоценки. Работодатель передает эти сведения в ФСС, размещает на официальном сайте организации и доводит до сведения работников;
  • разработка и внедрение системы мер по результатам спецоценки согласно действующим требованиям закона.

Перечисленные этапы обязательны для всех сторон, участвующих в процедуре СОУТ, и должны реализовываться в строгой последовательности. За нарушение правил проведения спецоценки предусмотрена административная ответственность.

Отчетная документация

Все этапы выполнения контроля регламентированы действующим законодательством, включая процесс оформления документов. По результатам выполненной работы исполнитель составляет отчет.

Он формируется по установленному образцу, который определен приложением № 3 к приказу Минтруда № 33н.

Основная часть документа дополняется приложениями, в число которых входят протоколы проделанных измерений, а также карты СОУТ для каждого рабочего места.

Форма карты специальной оценки условий труда работников

Карта спецоценки представляет собой официальный документ. Ключевое назначение карты специальной оценки условий труда — фиксация условий работы на конкретном месте.

Она составляется отдельно для каждой позиции по установленному образцу: формирование карты произвольного вида не допускается. Такой образец приведен в разделе III приложения № 3 к приказу Минтруда № 33н.

Он содержит большое количество блоков, которые заполняются последовательно.

Внесение всех сведений в документ осуществляется организацией, которая проводила СОУТ на предприятии. Это делается на основании результатов выполненных ею измерений.

Все данные, внесенные в карту, должны подтверждаться протоколами или иными документами и соответствовать этой документации. Срок действия карты СОУТ определяется сроками следующей процедуры спецоценки по действующему законодательству.

Согласно пункту 4 статьи 8 426-ФЗ она проводится каждые пять лет, однако при некоторых обстоятельствах срок ее действия может быть продлен.

Заполнение карты специальной оценки условий труда

Процедура заполнения карты для каждого рабочего места осуществляется пошагово. Первый шаг – это заполнение «шапки» карты. Он содержит следующие данные:

  • полное название организации, где выполнялась спецоценка;
  • адрес нахождения компании, фамилия, имя и отчество ее руководителя, адрес его электронный почты;
  • реквизиты организации – ИНН, код ОКПО, код ОКОГУ, код вида деятельности по ОКВЭД и код региона по ОКАТО. Эти данные заполняются в табличном виде.

Этот раздел будет одинаковым для всех карт, заполняемых для одной организации. После этого исполнитель приступает к внесению данных в основную часть карты, которые будут различаться для разных рабочих мест. Поэтому к этому процессу нужно отнестись с особым вниманием.

Первое, что нужно сделать при заполнении этого блока – проставить порядковый номер рабочей позиции. Его нужно взять из списка рабочих мест, которые составила комиссия по СОУТ перед началом работ.

Если конкретное рабочее место отнесено ею к категории аналогичных, в карте проставляется основной номер позиции, на которой действительно проводились измерения, и к нему прибавляется буква «А» для указания на аналогичный характер позиции, для которой заполняется карта.

Затем вносятся данные о названии структурного подразделения, в которое входит это рабочее место, число и номера аналогичных позиций.

Унифицированные сведения, которые затем используются и при формировании государственной статистики по деятельности организаций, отмечены специальными кодовыми наименованиями строк.

Так, строка 010 содержит реквизиты специальной литературы, которая использовалась при составлении штатного расписания. При этом обычно используются Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) или Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Здесь нужно указать выпуск справочников, год их утверждения и раздел, где содержатся использованные данные.

После этого исполнитель приступает к заполнению строки 020 – она отражает сведения о численности работников. Здесь фиксируются данные о количестве сотрудников, которые работают на данном месте и числе аналогичных рабочих позиций.

Также нужно отразить, входят ли в число сотрудников, работающих на этом месте, женщины, несовершеннолетние работники до 18 лет и лица, имеющие инвалидность. Если таковые имеются, нужно указать их количество. Строка 021 содержит СНИЛС работников, которые трудятся на данной позиции.

Затем заполняется строка 022, в которую вносятся данные об оборудовании, сырье и материалах, используемых в рамках производственного цикла.

Необходимость этой информации обусловлена тем, что некоторые виды техники, материалов и сырья могут обусловливать возникновение рисков для здоровья работника, который непосредственно контактирует с ними при выполнении должностных обязанностей.

Строка 030 представляет собой, пожалуй, наиболее важный раздел, поскольку здесь отражаются данные о результатах оценки наличия и интенсивности воздействия вредоносных факторов на рабочем месте. Она заполняется в табличном виде.

Здесь перечисляются факторы производственного процесса с указанием класса или подкласса условий труда по каждому из них по результатам первоначальных измерений, отражаются сведения об эффективности применяемых защитных средств. Также таблица содержит информацию о скорректированном значении класса или подкласса условий труда с учетом результативности используемых СИЗ.

Всего оцениваются 14 производственных факторов. Затем в итоговой части таблицы проставляются данные о классе или подклассе условий труда на конкретном рабочем месте.

Строка 040 содержит информацию о гарантиях и компенсациях, которые предоставляются сотруднику, работающему на этом месте. Данные фиксируются по семи видам гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

В таблице этого раздела отмечается фактическое наличие таких гарантий на момент проведения спецоценки, а также указываются сведения о необходимости их внедрения по результатам выполненных измерений с фиксацией основания для их предоставления.

Затем в строке 050 приводится информация о рекомендациях исполнителя по введению дополнительных гарантий и компенсаций работникам в связи с характером условий их труда на данной позиции.

Заключительная часть карты включает сведения, удостоверяющие содержащиеся данные: должности, фамилии, имена и отчества ответственных лиц, их подписи и дату подписания документа.

Карта специальной оценки условий труда должна подписываться председателем комиссии по СОУТ, ее членами, а также экспертами компании, проводившей спецоценку.

После этих данных в карте предусмотрен раздел, где проставляются подписи и сведения о работниках, занимающих эту позицию. Тем самым они подтверждают факт своего ознакомления с информацией, содержащейся в карте.

Организация, проводящая спецоценку, несет ответственность за правильность заполнения документа и достоверность содержащихся сведений. Если нужно оформить изменения в карте СОУТ, работодателю также нужно будет обратиться к ней.

Процедура ознакомления работников с результатами СОУТ

В соответствии со статьей 5 федерального закона № 426-ФЗ работник обязан ознакомиться с результатами спецоценки, проведенной на его рабочем месте. Это условие предусмотрено для того, чтобы сотрудник получил достоверную информацию об условиях своего труда и знал, какие риски влечет за собой осуществление трудовых обязанностей.

Работодатель обязан предоставить сотрудникам эту информацию не позже, чем в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ. Если в течение этого периода сотрудник находился на больничном, в отпуске или на межвахтвом отдыхе, указанный срок продляется на период его пребывания в таких обстоятельствах.

Подтверждением факта ознакомления сотрудника с итогами спецоценки служит его подпись в карте рабочего места.

Хранение карты СОУТ

Карты рабочих мест представляют собой приложения к основному отчету о результатах проведения спецоценки условий труда и недействительны без него. Поэтому хранить такую документацию нужно вместе.

Как правило, лицом, ответственным за ее хранение, назначается специалист по охране труда в организации или руководитель соответствующей службы: к примеру, именно он будет отвечать, если в компании потеряли карты СОУТ.

Срок хранения карт СОУТ в соответствии с действующим законодательством составляет 45 лет, а если на рабочих местах обнаружены вредные или опасные условия – 75 лет.

В соответствии со статьей 217 ТК РФ в компаниях, где количество работников превышает 50 человек, введение такой должности или службы становится обязательным для работодателя. Если число работников предприятия составляет меньше 50, этот вопрос остается на усмотрение руководителя организации.

Однако, принимая во внимание значимость вопросов безопасности труда в компании, работодатели, как правило, вводят соответствующую штатную единицу и в компаниях меньшего масштаба. Тем не менее, если решение о формировании такой позиции не принято, осуществлять хранение документации по спецоценке можно в службе персонала или другом профильном подразделении.

Определить круг лиц, ответственных за хранение этих документов, работодатель должен специальным приказом.

Ответственность за нарушение правил оформления карты СОУТ и ее использования

Перечисленные правила проведения спецоценки условий труда в организации и, в частности, порядок оформления и хранения карты СОУТ становятся обязательными для обеих сторон, задействованных в этом процессе.

Речь идет о работодателе, для которого организуется оценка, и организации, проводившей эту процедуру. За невыполнение установленных требований действующим законодательством предусмотрена серьезная ответственность.

Работодатель, нарушивший порядок необходимых операций, подвергается ответственности по статье 5.27.1 КоАП РФ. На юридических лиц по этой статье может быть наложен штраф в размере до 80 тысяч рублей. При повторном нарушении штраф может возрасти до 200 тысяч рублей либо быть заменен остановкой работы компании на срок до 90 суток.

Исполнитель, по вине которого неверно заполнили карту рабочего места, например, указали старый ОКВЭД в картах СОУТ, наказывается по статье 14.54 КоАП РФ.

Юридические лица по ней штрафуются на сумму до 100 тысяч рублей при первичном нарушении; при повторении таких ошибок штраф для них возрастает до 200 тысяч рублей либо заменяется остановкой работы компании на срок до 90 суток.

Эксперт, персонально виновный в допущенных ошибках, штрафуется на сумму до 30 тысяч рублей при первичном нарушении и на сумму до 50 тысяч рублей – при повторном. В последнем случае вместо штрафа он может быть дисквалифицирован на срок до 3 лет.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

426 фз срок хранения карт

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
Методика проведения спец. оценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры.  А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет?  Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике.

Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е.

будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

 1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

 2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ.

Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще).

Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%.

Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2.

Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ, причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах.

Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация.

Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

• знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
• обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(10 4,10 из 5)

Срок хранения карт специальной оценки условий труда

426 фз срок хранения карт

Статья акутальна на: Декабрь 2020 г.

Отсутствие спецоценки влечет за собой административный штраф или приостановку деятельности на 3 месяца. Чтобы избежать наказания за просрочку оценочных отчетов, нужно знать время последнего исследования. Процесс оформления может занять 2 месяца от даты подписания приказа до сдачи отчета в Инспекцию труда. Крайний срок — 30 рабочих дней до конечной даты действия предшествующего документа.

Сроки проведения СОУТ в организации

Весь процесс занимает 25-30 дней без учета выходных и праздничных дней.

Проводится все поэтапно:

Оформляется приказ, назначается комиссия, утверждается перечень рабочих мест.

Заключается договор с лицензированной организацией, которая ведет деятельность в сфере СО.

Компания проводит необходимые работы. Оформляется отчет по итогам исследований.

Документы передают комиссии для изучения и подписания заключительного отчета.

Работники предприятия получают карты исследований для ознакомления (срок — 30 дней).

Итоговые данные поступают в единую информационную систему учета результатов СО трудовых условий.

Работодатель обязан подать оценочные сведения в ФСС РФ.

Временной отрезок подачи заполненной декларации в трудовую Госинспекцию составляет 1 месяц от момента утверждения отчета проверки.

Вовремя проведенные мероприятия по оценке УТ уберегут компанию от штрафных санкций со стороны Инспекции в случае проверки.

Сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах

Создание дополнительных позиций или реорганизация существующих мест с изменениями условий труда влечет их дополнительную проверку. Часть 2 ст.

17 ФЗ № 426 устанавливает время СО не позднее 6 месяцев с даты образования рабочего места и 1 года от реорганизации. Если предыдущий документ еще не утратил силу, новая оценка будет считаться внеплановой.

Вновь созданные организации обязаны сделать аттестацию в шестимесячный отрезок времени от дня регистрации.

ФЗ РФ № 426 «О специальной оценке труда» установил конечную дату проверки — последний день 2018 г. для предприятий, которые не делали замеров. Если до 31.12.2013 г. рабочие зоны подвергались аттестации, то результаты ее действительны 5 л.

До истечения срока предшествующего исследования нужно провести оценочные работы УТ.

Срок действия СОУТ, когда нужен повторный?

СО условий труда обязательна для каждой организации, имеющей наемных работников.

Исследование проводится каждые 5 лет. Действие СО продлевается, если вредоносные факторы отсутствуют, процессы труда сохранились в прежнем виде.

Организации составляют график оценочных мероприятий. Периодичность — 60 месяцев. Проводить новые замеры нужно заранее. Данные должны быть готовы на последнее число действия старых документов.

Если увеличивалось количество рабочих мест или менялась трудовая обстановка, проводится дополнительный мониторинг. Исследуются только измененные условия. Действие документа сохраняется весь пятилетний срок.

Аттестационные карты имеют срок годности 5 л. Вся оценочная документация хранится 45 лет. Если трудовой процесс относится к тяжелым, вредным — 75 лет. Период установлен законодательно (приказ Министерства культуры № 558 от 25.08.2010 г.).

Внеплановая оценка условий труда

Закон отводит от 6 до 12 месяцев на мониторинг вне графика. Организуется по принципу основного контроля. Регламент предоставило Минздравсоцразвитие (приказ № 324н пп.47, 48).

Для новой аттестации руководитель предприятия издает приказ о начале ВСОУТ. На его основании формируется комиссия.

Алгоритм дальнейших действий:

Комиссия формирует перечень рабочих мест для проверки.

Заключается договор с оценочной компанией.

Специалист на основании данных проверки формирует отчет. Его подтверждают члены комиссии, директор предприятия.

Работники после ознакомления с документом ставят роспись.

Результаты отчета отправляют в ФСС РФ, выкладывают на сайте компании.

Декларацию подают в ГИТ.

Внеплановая СОУТ проводится в следующих случаях

организуются новые места для работы;

на производстве был несчастный случай или обнаружились профзаболевания среди работников;

поменялись технологии при смене оборудования;

в производстве изменилось сырье, материалы;

инспектор по труду вынес предписание руководителю;

сотрудники компании требуют проведения внеплановой оценки с целью улучшения трудовой обстановки.

Необходимость дополнительных исследований между СО, проводимыми по графику, вызвана изменениями условий труда на предприятии.

Инициировать ВСОУТ может глава компании, профсоюз, госнадзор в лице инспектора (при выявлении нарушений ТК). Промежуток времени для мониторинга УТ вне плана утвержден законодательно. 12 месяцев при переоборудовании организации, введении новых рабочих зон. В остальных случаях отводится шестимесячный период.

Срок начинает отсчет от наступления основания ВСО. Процедуру внеплановой СО нужно начинать после окончания организационных моментов. По закону специальная оценка осуществляется на местах, полностью готовых к работе.

Цель СО — улучшить условия труда и охрану здоровья работников организаций. Положения, касающиеся специальной оценки условий труда, расписаны в Законе № 426. Кодекс регламентирует требования к обстановке на рабочих местах сотрудников компаний. Организации, которые не имеют СОУТ или не предоставили информацию о ней в единый реестр будут оштрафованы.

Период, отведенный для проведения специальной оценки УТ, начался 1 января 2014 г. и заканчивается 31 декабря 2018 года.

Когда проводить спецоценку

Спецоценка условий труда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение наличия в условиях труда сотрудника вредных или опасных факторов. Она дает возможность оценить степень их влияния на здоровье человека. Процедура обязательна для любого работодателя.

Что такое спецоценка

Акт-юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: